О кафедре

История кафедры

        Кафедра русского языка как иностранного была организована в 1979 году, когда впервые в Дагестан приехали учиться студенты из республики Кубы и из Лаоса. Первоначально обучение русскому языку велось на основных факультетах, а в декабре того же года был открыт подготовительный факультет для иностранных учащихся, где и начала работать кафедра русского языка.

        За годы существования кафедры более 2000 иностранных граждан из стран Азии, Африки и Латинской Америки прошли здесь языковую подготовку. Многие из них после окончания вуза стали крупными руководителями, видными деятелями науки и образования.

 В настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Лисина Наталия Юрьевна.

Состав кафедры

По штатному расписанию на кафедре 18 преподавателей.  3-е преподавателей кафедры имеют ученую степень кандидата наук и занимают должность доцента:

 кандидат филологических наук, доцент Агаева З.А.,

  кандидат филологических наук, доцент Багдасарян М.С.,

  кандидат педагогических наук, доцент Лисина Н.Ю.,

 Все остальные преподаватели занимают должность старшего преподавателя.

 учебно-вспомогательный персонал в составе:

 Алиева У.Д. – зав. методическим кабинетом;    

 Кельбиева Р.О.– зав. лингафонным кабинетом;

 Далуева С.К. – старший лаборант;

         Преподаватели кафедры РКИ прошли повышение квалификации в ведущих вузах России, таких как МГУ, РУДН, Институт русского языка им. А.С. Пушкина, СПбГУ, Ростовский госуниверситет, Воронежский госуниверситет. Преподаватели кафедры являются высококвалифицированными специалистами, имеют большой опыт педагогической и методической работы.

 Преподаватели кафедры занимаются разработкой теоретических и методических вопросов преподавания русского языка, в том числе разработкой вопросов национально-ориентированной методики, а также изучением проблем психологической адаптации, межкультурной коммуникации, типологии, педагогики и т.д.

Общая цель обучения русскому языку студентов-иностранцев является комплексной, включающей в себя практическую (коммуникативную), образовательную и воспитательную цели, которые тесно связаны с задачами подготовки специалистов для зарубежных стран. Образовательная и воспитательная цели могут быть реализованы лишь при условии достижения студентами определенного уровня владения языком, поэтому коммуникативная цель является ведущей. Эта цель осуществляется путем формирования у студентов необходимых языковых (фонетика, грамматика) и речевых умений в чтении, аудировании, говорении и письме.

В настоящее время кафедра ведёт обучение  по 3 направлениям:

1) обучение русскому языку  с нулевого уровня, а также языку  различных специальностей с иностранными гражданами, обучающимися на подготовительном факультете  ДГУ;

 2) обучение иностранных студентов, магистров и аспирантов, обучающихся на основных факультетах  ДГУ;

 3) организация и проведение курсов по русскому языку как иностранному.

 На подготовительном факультете кафедра русского языка осуществляет подготовку иностранных граждан по очной форме обучения – основной вариант (38 и 34 недели) и сокращенный срок обучения – 25 недель при 40-часовой учебной неделе по следующим аспектам:

 - нейтральный стиль речи

- научный стиль речи

- литература (для групп гуманитарных специальностей)

 Все дисциплины обеспечены УМК. 

Со студентами-иностранцами основных факультетов проводятся занятия по курсу «Русский язык» для студентов-иностранцев, обучающихся на нефилологических и филологических факультетах; для иностранных аспирантов и магистров (естественнонаучный и технический профили обучения). На 4 курсе вводится спецкурс "Методика преподавания русского языка как иностранного" (с получением сертификата о праве преподавания русского языка в группах или на курсах у себя на родине).

         При работе с иностранными студентами, обучающимися на основных факультетах ДГУ, кафедра русского языка как иностранного проводит обучение по очной  и заочной формам (Ближнее Зарубежье).

Для достижения качественного уровня обучения иностранных студентов при кафедре функционируют специализированные кабинеты русского языка, оснащенные учебно-методической литературой и наглядностью. В учебный процесс внедряются новые информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения.

Преподаватели кафедры интенсивно используют лингафонный кабинет, в котором проводятся занятия с иностранными гражданами, обучающимися, как на подготовительном, так и на основных факультетах ДГУ. Здесь проводятся занятия по корректировке слухопроизносительных навыков, формированию и корректировке лексико-грамматических навыков, развитию навыков аудирования, занятия по обучению изложению и записи лекций. Кроме того, в лингафонном кабинете собран материал для самостоятельной работы иностранных студентов во внеурочное время.

    Большое внимание преподаватели уделяют развитию учебно-познавательного интереса у учащихся в процессе обучения русскому языку. С этой целью организуются познавательные и ролевые игры, создаются профессионально-значимые ситуации, ситуации познавательного спора и учебно-речевого общения. Обучение русскому языку осуществляется при обязательном включении профессиональных тем, содержание которых соответствует направлениям подготовки студентов в университете.